Вторник, 25.09.2018, 18:30
Приветствую Вас Гость

Сетевое педагогическое сообщество г. Салехард

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вопрос-ответ

Главная » FAQ [ Добавить вопрос ]

В школах древней Руси преподавания каких-либо предметов о природе не было. Обучали чтению церковных книг, письму и пению в церкви. Преподавание естествознания в русских школах введено в конце XVIII века. История развития методики преподавания есте­ствознания подразделяется на два основных периода: дореволю­ционный, а затем коммунистический.

XVIII век. Для использования естественных богатств и развития экономики страна нуждалась в грамотных людях, и правительство Екатерины II было вынуждено открыть народные училища (главные - 5-летние и малые - 2-летние) и учи­тельскую семинарию. Для составления учебника по естествознанию был привлечен В.Ф. Зуев. В 1786 г., им напечатан учебник в двух книгах «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи». В учебнике устанавливается последовательность изучения естествознания: ископаемое царство (неживая природа); прозябаемое царство (ботаника); животное царство (зоология). Зуев издает атлас «Фигуры по естественной истории» как приложение ко второй части учебника.

XIX век. учреждается министерст­во народного просвещения и главные (губернские) народные учи­лища преобразуются в гимназии. Учительская семинария была реорганизована в Педагогический институт, где преемником идей В. Ф. Зуева стал его ученик А. М. Теряев, который способствовал распространению на­глядных пособий в школе. В биологической науке процветает систематика, широкую известность получает «Система природы» К. Линнея. В гимназиях по естествознанию была довольно обшир­ная программа: I класс. Общие сведения о природе (2 часа); II и III классы. Зоология (3 и 2 часа); IV и V классы. Ботаника (2 и 1 час); VI класс. Минералогия (1 час); VII класс. Анатомия и физиология человека (1 час). Хорошо была принята книга Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Первая методика естествознания была написана в 40-х. гг. в Германии учителем Августом Любеном. Он считал, что изучение естествознания долж­но идти от простого к сложно­му, от известного к неизвест­ному. В своей методике он рекомендует обращать особое внимание на следующее: познание разнообразия растительных форм; познание единства, лежащего в основе этого разнообразия; познание жизни растений; познание веществ и сил, вызывающих жизнь и разнообразие растительных форм. Работами Герда было положено начало научной методике преподавания естест­вознания. Он считал, что содержание обуче­ния должно соответствовать современному научному уровню и воспитывать научное мировоззрение. Начало XX века. В России бурно развивался капитализм. Испытывалась большая потребность в квалифицированных кадрах. Поэтому в начале века открываются частные гимназии, реальные, ком­мерческие и торговые училища. В учебном плане на естествознание в мужских гимназиях отводилось 6 часов, в женских - 10, в реальных училищах и корпусах – 15. В методике преподавания этого времени разрабатываются 2 формы преподавания: экскурсионная и практическая. В декабре 1901 года в профессором бо­таники Половцовым был поставлен вопрос: «Зачем учить естествозна­нию?» - и сформулировано большое воспитывающее его значение.

От Октябрьской революции до 1931 г. Главной задачей советской школы стало воспитание мате­риалистического, антирелигиозного мировоззрения, образование и воспитание в труде и в связи с производительным трудом, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

С 1931 г. до наст. вр. В школе начали преподавать учебные курсы, излагающие в системе основы наук: ботанику, зоологию, анатомию и физиоло­гию человека, эволюционное учение, минералогию и геологию. Таким образом, была установлена логическая последователь­ность изучения курсов и структура каждого из них. Главным в МПБ становится про­блема научности содержания учебного предмета. Были созданы учебники для учащихся и первые частные методики по отдельным курсам для учителей.

Домашнее задание – это форма организации учащихся для самостоятельного выполнения дома заданий учителя, связанных с изучаемой темой. Домашняя работа позволяет каждому ученику работать в своем темпе, использовать способы и приемы, наиболее для него удобные, проявить высокую степень самостоятельности. В процессе выполнения домашнего задания у учащихся формируются такие важные качества, как ответственность, трудолюбие, настойчивость, стремление довести начатую работу до конца.
Домашнее задание должно отвечать ряду требований: 1) быть конкретными и целенаправленными; 2) обеспечивать подход ученика к содержанию материала; 3) вызывать познавательный интерес и активность учащегося; 4) развивать самостоятельность и творчество ученика; 5) способствовать закреплению, обобщению и систематизации знаний, получаемых на уроке.
Домашние задания по биологии весьма разнообразны. Большинство учителей дают учащимся задания прочитать дома параграф учебника и ответить на вопросы в конце его. Однако в качестве домашней работы могут быть, и практические задания по наблюдению за живыми объектами, закладке опытов, зарисовке опытов и фотографированию, написанию рефератов, подготовке докладов и прочие.

Структура школьного курса биологии отчетливо отражена в программах по биологии, в которых содержание биологического образования школьников распределено по темам, разделам и годам обучения. В истории отечественной школы сложилась традиционна система последовательного изучения биологического материала по объектам живой природы: растения, животные, организм человека и обобщающего курса общей биологии, раскрывающего закономерности природы на разных уровнях ее организации.
В настоящее время программа курса биологии распределяется по годам следующим образом: 6 кл.- Вселенная (здесь рассматриваются некоторые основные биологические законы и понятия); 7 кл.- Ботаника (объектом изучения являются растения ); 8 кл.- Зоология (объектом изучения являются животные); 9 кл.- Анатомия (объект изучения-человек); 10-11 кл.- Общая биология (изучаются закономерности развития природы и живых организмов различных уровней организации).
Расположение системы курсов по годам изучения в настоящее время меняется. Она не одинакова, а является выражением идей авторов программ как в отборе учебного содержания биологического образования, так и в последовательности его раскрытия в средней школе по годам обучения и по логике изложения предмета. В МПБ выделяют несколько типов структурирования содержания образования:1)Линейное построение – все учебные материалы располагаются последовательно и непрерывно, как звенья целостного единого учебного содержания. Каждая часть(тема, курс) изучается только один раз.2)Концентрическое построение(по кругу) – происходит неоднократное возвращение к пройденному материалу(его повторение), но каждый раз на новом более высоком уровне.3)Спиралеобразное построение – учебный материал располагается в целом последовательно и непрерывно, но не линейно, а по спирали, т.е. неоднократно возвращаются на новом более высоком витке(уровне) к тому же содержанию(при обсуждении ряда крупных мировоззренческих вопросов), расширяя и обогащая его новыми знаниями и опытом человеческой деятельности. В последние годы появился 4)Модульный тип – целостное содержание учебного предмета распределяется по отдельным модулям. Например, по таким модулям, как содержательно-описательный, операционно-деятельный, мировоззренческий, контрольно-проверочный, эколого-гуманистический, культурологический и др.

Применение наглядных методов должно вызывать и разви¬вать активность восприятия и мышление учащихся. Наглядность, применяемая на уроках биологии, может быть натуральной (объекты природы живые и препарирован¬ные) и изобразительной (таблицы, схемы, муляж и, кино). К видам наглядных методов относятся демонстрации: опытов, натуральных объектов, и изобразительных пособий.
При демонстра¬ции опытов поставленный вначале вопрос заставляет учащихся активно наблюдать, подмечая явления или характерные признаки, и де¬лать из своих наблюдений умозаключения. Изобразительные средства наглядности – таблицы и картины – дают учащимся представление о строении, форме, окраске изучаемых объектов, их природном окружении, образе жизни и тд. Рисунок учителя на доске позволяет ему последователь¬нее и полнее изложить материал, а учащимся легче следить за мыслью учителя, в каждый данный момент сосредоточивая вни¬мание на восприятии только той детали, о которой он говорит и которую рисует.
Практические методы. Эти методы представляют собой сложное взаимодействие слова, наглядности и практической ра¬боты, организуемое и направляемое учителем. К видам практических методов относятся:
1 Распознавание и определение. Умение различать при сравнениях развивается в умение определять. Определение относится к практическим работам как морфологического, так и систематического содержания. Его проводят на разнообразном раздаточном материале.
2 Наблюдение - Это целенаправленное, непосредственное, чув¬ственное, восприятие предметов и явлений природы в естествен¬ных условиях, без вмешательства в ход явлений или воспро¬изведение его в лабораторных условиях. Наблюдения: Кратковремен¬ные полностью включаются в урок и выполняются с раздаточ¬ным материалом. Длительные наблюдения - в уголке живой природы, выполняемые как внеурочные работы.
3 Эксперимент -при изучении физиологических процессов.
На вопрос, проблему, задачу, поставленные перед началом практической работы, учащиеся должны ответить ее результатами.

«Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться».
                                                        Л.С. Выготский

Скачать материал можно по ссылке >>


Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск

Друзья сайта






















Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz