Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Вопрос-ответ
В школах древней Руси преподавания каких-либо предметов о природе не было. Обучали чтению церковных книг, письму и пению в церкви. Преподавание естествознания в русских школах введено в конце XVIII века. История развития методики преподавания естествознания подразделяется на два основных периода: дореволюционный, а затем коммунистический.
XVIII век. Для использования естественных богатств и развития экономики страна нуждалась в грамотных людях, и правительство Екатерины II было вынуждено открыть народные училища (главные - 5-летние и малые - 2-летние) и учительскую семинарию. Для составления учебника по естествознанию был привлечен В.Ф. Зуев. В 1786 г., им напечатан учебник в двух книгах «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи». В учебнике устанавливается последовательность изучения естествознания: ископаемое царство (неживая природа); прозябаемое царство (ботаника); животное царство (зоология). Зуев издает атлас «Фигуры по естественной истории» как приложение ко второй части учебника.
XIX век. учреждается министерство народного просвещения и главные (губернские) народные училища преобразуются в гимназии. Учительская семинария была реорганизована в Педагогический институт, где преемником идей В. Ф. Зуева стал его ученик А. М. Теряев, который способствовал распространению наглядных пособий в школе. В биологической науке процветает систематика, широкую известность получает «Система природы» К. Линнея. В гимназиях по естествознанию была довольно обширная программа: I класс. Общие сведения о природе (2 часа); II и III классы. Зоология (3 и 2 часа); IV и V классы. Ботаника (2 и 1 час); VI класс. Минералогия (1 час); VII класс. Анатомия и физиология человека (1 час). Хорошо была принята книга Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Первая методика естествознания была написана в 40-х. гг. в Германии учителем Августом Любеном. Он считал, что изучение естествознания должно идти от простого к сложному, от известного к неизвестному. В своей методике он рекомендует обращать особое внимание на следующее: познание разнообразия растительных форм; познание единства, лежащего в основе этого разнообразия; познание жизни растений; познание веществ и сил, вызывающих жизнь и разнообразие растительных форм. Работами Герда было положено начало научной методике преподавания естествознания. Он считал, что содержание обучения должно соответствовать современному научному уровню и воспитывать научное мировоззрение. Начало XX века. В России бурно развивался капитализм. Испытывалась большая потребность в квалифицированных кадрах. Поэтому в начале века открываются частные гимназии, реальные, коммерческие и торговые училища. В учебном плане на естествознание в мужских гимназиях отводилось 6 часов, в женских - 10, в реальных училищах и корпусах – 15. В методике преподавания этого времени разрабатываются 2 формы преподавания: экскурсионная и практическая. В декабре 1901 года в профессором ботаники Половцовым был поставлен вопрос: «Зачем учить естествознанию?» - и сформулировано большое воспитывающее его значение.
От Октябрьской революции до 1931 г. Главной задачей советской школы стало воспитание материалистического, антирелигиозного мировоззрения, образование и воспитание в труде и в связи с производительным трудом, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
С 1931 г. до наст. вр. В школе начали преподавать учебные курсы, излагающие в системе основы наук: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, эволюционное учение, минералогию и геологию. Таким образом, была установлена логическая последовательность изучения курсов и структура каждого из них. Главным в МПБ становится проблема научности содержания учебного предмета. Были созданы учебники для учащихся и первые частные методики по отдельным курсам для учителей. |
Домашнее задание – это форма организации учащихся для самостоятельного выполнения дома заданий учителя, связанных с изучаемой темой. Домашняя работа позволяет каждому ученику работать в своем темпе, использовать способы и приемы, наиболее для него удобные, проявить высокую степень самостоятельности. В процессе выполнения домашнего задания у учащихся формируются такие важные качества, как ответственность, трудолюбие, настойчивость, стремление довести начатую работу до конца. Домашнее задание должно отвечать ряду требований: 1) быть конкретными и целенаправленными; 2) обеспечивать подход ученика к содержанию материала; 3) вызывать познавательный интерес и активность учащегося; 4) развивать самостоятельность и творчество ученика; 5) способствовать закреплению, обобщению и систематизации знаний, получаемых на уроке. Домашние задания по биологии весьма разнообразны. Большинство учителей дают учащимся задания прочитать дома параграф учебника и ответить на вопросы в конце его. Однако в качестве домашней работы могут быть, и практические задания по наблюдению за живыми объектами, закладке опытов, зарисовке опытов и фотографированию, написанию рефератов, подготовке докладов и прочие. |
Структура школьного курса биологии отчетливо отражена в программах по биологии, в которых содержание биологического образования школьников распределено по темам, разделам и годам обучения. В истории отечественной школы сложилась традиционна система последовательного изучения биологического материала по объектам живой природы: растения, животные, организм человека и обобщающего курса общей биологии, раскрывающего закономерности природы на разных уровнях ее организации. В настоящее время программа курса биологии распределяется по годам следующим образом: 6 кл.- Вселенная (здесь рассматриваются некоторые основные биологические законы и понятия); 7 кл.- Ботаника (объектом изучения являются растения ); 8 кл.- Зоология (объектом изучения являются животные); 9 кл.- Анатомия (объект изучения-человек); 10-11 кл.- Общая биология (изучаются закономерности развития природы и живых организмов различных уровней организации). Расположение системы курсов по годам изучения в настоящее время меняется. Она не одинакова, а является выражением идей авторов программ как в отборе учебного содержания биологического образования, так и в последовательности его раскрытия в средней школе по годам обучения и по логике изложения предмета. В МПБ выделяют несколько типов структурирования содержания образования:1)Линейное построение – все учебные материалы располагаются последовательно и непрерывно, как звенья целостного единого учебного содержания. Каждая часть(тема, курс) изучается только один раз.2)Концентрическое построение(по кругу) – происходит неоднократное возвращение к пройденному материалу(его повторение), но каждый раз на новом более высоком уровне.3)Спиралеобразное построение – учебный материал располагается в целом последовательно и непрерывно, но не линейно, а по спирали, т.е. неоднократно возвращаются на новом более высоком витке(уровне) к тому же содержанию(при обсуждении ряда крупных мировоззренческих вопросов), расширяя и обогащая его новыми знаниями и опытом человеческой деятельности. В последние годы появился 4)Модульный тип – целостное содержание учебного предмета распределяется по отдельным модулям. Например, по таким модулям, как содержательно-описательный, операционно-деятельный, мировоззренческий, контрольно-проверочный, эколого-гуманистический, культурологический и др. |
Применение наглядных методов должно вызывать и разви¬вать активность восприятия и мышление учащихся. Наглядность, применяемая на уроках биологии, может быть натуральной (объекты природы живые и препарирован¬ные) и изобразительной (таблицы, схемы, муляж и, кино). К видам наглядных методов относятся демонстрации: опытов, натуральных объектов, и изобразительных пособий. При демонстра¬ции опытов поставленный вначале вопрос заставляет учащихся активно наблюдать, подмечая явления или характерные признаки, и де¬лать из своих наблюдений умозаключения. Изобразительные средства наглядности – таблицы и картины – дают учащимся представление о строении, форме, окраске изучаемых объектов, их природном окружении, образе жизни и тд. Рисунок учителя на доске позволяет ему последователь¬нее и полнее изложить материал, а учащимся легче следить за мыслью учителя, в каждый данный момент сосредоточивая вни¬мание на восприятии только той детали, о которой он говорит и которую рисует. Практические методы. Эти методы представляют собой сложное взаимодействие слова, наглядности и практической ра¬боты, организуемое и направляемое учителем. К видам практических методов относятся: 1 Распознавание и определение. Умение различать при сравнениях развивается в умение определять. Определение относится к практическим работам как морфологического, так и систематического содержания. Его проводят на разнообразном раздаточном материале. 2 Наблюдение - Это целенаправленное, непосредственное, чув¬ственное, восприятие предметов и явлений природы в естествен¬ных условиях, без вмешательства в ход явлений или воспро¬изведение его в лабораторных условиях. Наблюдения: Кратковремен¬ные полностью включаются в урок и выполняются с раздаточ¬ным материалом. Длительные наблюдения - в уголке живой природы, выполняемые как внеурочные работы. 3 Эксперимент -при изучении физиологических процессов. На вопрос, проблему, задачу, поставленные перед началом практической работы, учащиеся должны ответить ее результатами. |
«Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться».
Л.С. Выготский
Скачать материал можно по ссылке >> |
|
Друзья сайта
|